В статье рассматривается проблема аддикции лиц творческих профессий. Отмечается, что возникновение аддиктивного поведения может быть связано с социальными, биологическими факторами, индивидуальными особенностями человека, а наиболее значимыми личностными чертами, способствующими формированию зависимого поведения у творческих людей, вступают: нетерпеливость, непереносимость скуки повседневной жизни, максимализм, крайность в каких-либо требованиях, взглядах, чувствах и естественное разочарование при невозможности достичь удовлетворения своих завышенных требований. Как следствие наступает расстройство обычного режима жизнедеятельности, психических функций и личностных качеств.

The article deals with the problem of addiction of persons of creative professions. It is noted that the emergence of addictive behavior can be associated with social, biological factors, individual characteristics of a person, and the most significant personality traits contributing to the formation of dependent behavior in creative people include: impatience, intolerance to the boredom of everyday life, maximalism, extreme in any requirements, views, feelings and naturepainful disappointment when it is impossible to achieve satisfaction of their abovementioned requirements. As a consequence, there is a disorder of the usual mode of life, mental functions and personal qualities.

В современном мире наблюдается резкое увеличение распространенности аддиктивных расстройств, разнообразия их форм и появление новых разновидностей. Аддиктивное поведение — это поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, посредством приема разнообразных химических веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности для развития и поддержания интенсивных эмоций.

Творческая личность почти всегда является своеобразной и неповторимой, сложной и многомерной; она является примером яркой индивидуальности с присущими ей противоречиями и достижениями, огромной интеллектуальной и творческой напряженностью умственной, духовной работы.

Нестабильность экономических, социальных, политических условий мешает человеку ориентироваться в окружающей действительности, создавая стрессовые ситуации. Испытывая на себе влияние этих факторов, многие творческие люди не в состоянии справиться с таким давлением. Одним из последствий такого воздействия может быть своеобразное бегство от реальности, изменение психического состояния посредством употребления различных веществ, фиксации внимания на определенной деятельности. Аддиктивное поведение в таком случае становится для человека методом приспособления к окружающей реальности. Однако любой объект зависимости может приводить к нарушениям связей с социумом, ухудшению физического и психического здоровья и другим негативным последствиям.

Выяснить наиболее распространенную причину этого явления сложно. Предпосылки возникновения аддиктивного поведения личности различаются в зависимости от индивидуальных особенностей личности, образа жизни, окружения и т.д. Так в исследовании Н. В. Вязововой и В. М. Мелиховой отмечается что «в качестве основного фактора становления и развития аддиктивного поведения подростков учителя и психологи школ выделяют нарушения взаимоотношений в семьях подростков.

Наиболее значительными причинами при этом выступают:

  • алкоголизм отца – 7 %;
  • жестокое отношение к подросткам (физическое наказание, унижение) – 11,6 %;
  • постоянные конфликты между родителями – 19 %;
  • эмоциональное отвержение со стороны матери – 11%;
  • семейное неблагополучие – развод родителей, помещение
    одного из родителей в места лишения свободы, резкое снижение благополучия в семье – 8,4 %;
  • алкоголизм матери – 2 %;
  • несостоятельность подростков в учебе – 27 %;
  • отвержение со стороны сверстников из-за физического недостатка – 6%;
  • постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних или на школьный профилактический учет по причине нарушений поведения и трудновоспитуемости – 8 %) [9, С. 50].

Цель статьи – осуществить методический анализ проблемы аддикции лиц творческих профессий.

В научной литературе под аддиктивным поведением понимают злоупотребления одним или несколькими химическими веществами, что протекает на фоне измененного состояния сознания. В исследовании Г. В. Старшенбаума термин аддикция трактуется как «состояние хронического или периодического отравления организма какого-либо веществом, вызывающее потребность в его регулярном употреблении» [1, С. 5].

Аддиктивное поведение, по мнению Н. Фетискина, является аутодеструктивным поведением, связанным с зависимостью от употребления определенных веществ с целью изменения своего психического состояния [8, С. 30]. Такое поведение приводит к деградации личности и разрушительно влияет на организм человека.

Согласно классификации О. В. Змановской, аддиктология изучает все формы и типы аддиктивного (зависимого) поведения. Выделяют следующие формы зависимого поведения:

  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, зависимость от лекарств, алкогольная зависимость);
  • нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от пищи);
  • гемблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, садомазохизм);
  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секты) [2].

С точки зрения аддиктологии, наркомания, алкоголизм, курение, игромания, переедание, кофемания, трудоголизм, сексуальная аддикция отличаются лишь тем, какой аддиктивный агент находится в центре жизни человека. Последствиями аддикций выступают постепенное разрушение уверенности в себе, появление стыда за себя, снижение социальной активности и интересов, потеря контакта со своими потребностями, блокирование возможностей личностного роста и развития здоровых отношений с людьми.

У многих лиц творческих профессий (музыканты, художники, писатели, скульпторы и т. д.) в моменты кризисов нарушается регуляция поведения и появляется желание реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности – насилии или преступлениях, бегстве в алкоголь, наркотики.

Особенности аддиктивного поведения выявлены в исследовании Д. Н. Погорелова, который утверждал, что «…творческая личность обладает силой Я, связанной с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социума, в то время как лица с отклоняющимся поведением характеризуется зависимостью в сфере аддикции и стремлением обвинения окружающих в своих трудностях и неудачах» [16, С. 74].
Однако для творческих людей одной из самых актуальных зависимостей является трудоголизм. Так, А. А. Немченко провела опрос музыкантов и выявила, что наиболее часто встречающейся формой зависимого поведения данной выборки стала трудовая зависимость, второй по распространенности – пищевая зависимость, которая в сочетании с высокой чувствительностью в сложных стрессовых ситуациях порождает склонность регулировать своё состояние посредством еды, устраняя, таким образом, дискомфорт[5,С. 439].
R. Lawendowski отметила, что профессиональные музыканты часто страдают от физических и психологических проблем, связанных с напряженной подготовкой и психологической уязвимостью, «боль в теле, потеря слуха, дистония, депрессивные состояния и психические расстройства. Алкоголь и запрещенные наркотики (например, опиаты, кокаин) часто являются средством от хронического стресса, особенно от беспокойства при исполнении музыки. Среди поп- и рок-музыкантов в США и Европе уровень смертности в 1,7 раза выше в период от 3 до 25 лет после окончания карьеры, чем в сопоставимой демографической группе» [18, Р. 450].

Среди творческих людей, к сожалению, распространено и применение наркотических средств. М. Е. Позднякова отмечает, что работники творческих профессий используют алкоголь или кокаин, амфетамины и «новые» вещества для повышения творческого результата [14, С. 120], что подтверждает в своем исследовании A. Oksanen, отметившая, что поп-культура влияет на распространение аддикций: «Музыка долгое время оказывала влияние на культуру употребления наркотиков: амфетамин ассоциировался с рокерами, скинхедами и панками; каннабис и ЛСД с хиппи» [19, Р. 53].

Выделяют четыре формы ухода от реальности:

  • уход в тело – физическое или психическое усовершенствование себя;
  • уход в работу – концентрация по служебным делам (обучению);
  • уход в контакты или одиночество – постоянное стремление к общению или, наоборот, к уединению;
  • уход в фантазии – жизнь в мире иллюзий и фантазий [15].

В. Д. Менделевич выделяет характеристики личности, склонной к
аддиктивному поведению:

  • эгоцентризм – все размышления аддикта концентрируются на его личности, поэтому он не способен полноценно общаться с другими;
  • боязнь успеха базируется на страхе, что успех не может быть продолжительным, он когда-нибудь исчезнет;
  • чувство агрессии и садизм по отношению к другим (чаще демонстрируют юноши, пережившие в детстве физические наказания);
  • самоуважение – рассматривается как главный психодинамический механизм, лежащий в основе любой аддикции. Аддиктивное поведение выступает как компенсаторный механизм скудного самоимиджа, низкого самоуважения, поскольку аддикт не в состоянии удовлетворить свои потребности общепринятым способом [13].

Выделяют следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • пониженная устойчивость к трудностям повседневной жизни наряду с достаточной устойчивостью в кризисных ситуациях;
  • скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешними проявлениями непоколебимости;
  • социабельность в сочетании со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами;
  • лживость;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • избегание ответственности за принятие решений;
  • стереотипность поведения;
  • зависимость;
  • высокий уровень тревожности [6].

Может показаться, что поведенческие аддикции, в том числе игровая зависимость, менее вредны, чем химическая зависимость. Однако это не так, она не менее вредна, особенно в сочетании с другими девиациями, психическими расстройствами, делинквентностью и т.д. Типичными поведенческими изменениями в состоянии игровой зависимости являются:

  • Расстройство обычного регламента жизнедеятельности:
  • нарушение режима сна и бодрствования;
  • нарушение режима питания;
  • негативные изменения в организации обучения и труда (ухудшение успеваемости, пропуски занятий без уважительных причин, систематическое нарушение дисциплины, конфликты с сокурсниками и педагогическими работниками, существенное снижение мотивации к обучению и т. д.);
  • отказ в информировании семьи о проведении свободного времени и локаций пребывания [11, С. 14-15].

Расстройство психических функций и личностных качеств:

  • нарушение баланса процессов возбуждения и торможения, утомляемость и истощение;
  • обострение внимания и мышления исключительно на игровой деятельности;
  • усиление агрессивности, конфликтности, истероидных реакций;
  • неадекватность эмоционального реагирования на ситуации;
  • гипертрофия мечтательности, фантазирование, нарушение связи с реальностью;
  • сужение мотивационного поведения (деформация интереса, направленности, доминирование корысти) [12, С. 16].

Нарушение социального взаимодействия:

  • деформация и разрушение семейных отношений;
  • усиление замкнутости, обособленности, существенное сужение
  • социальных контактов;
  • радикальное снижение профессиональной и общественно-бытовой активности,
  • активизация Интернет-коммуникации [3, С. 78].

Формирование зависимого поведения у лиц творческих профессией происходит под влиянием определенных факторов, которые подразделяют на биологические, социальные, психологические [11, С. 10].

К биологическим факторам относятся: органические поражения мозга, наследственность и хронические болезни. Сторонники биологического подхода, рассматривая механизмы формирования зависимости, акцентируют свое внимание на наличие генетической предрасположенности, на индивидуальных различиях в работе нейромедиаторных и нейромодуляторных систем. В основном в рамках биологического подхода внимание исследователей направлено на химический вид зависимостей.

К психологическим факторам относят характерологические и личностные особенности человека, в частности, акцентуации характера и психопатии. Отмечается, что личностными чертами, способствующими зависимому поведению лиц творческих профессий, вступают: нетерпеливость, непереносимость скуки; развитый интерес; недооценка степени риска и последствий своих поступков; максимализм, крайность в требованиях, взглядах, чувствах; разочарование при невозможности удовлетворить завышенные претензии; эгоцентризм; стремление к удовольствию любой ценой; зависимость от обстоятельств и других людей; страх одиночества, несамостоятельность, избегание ответственности при принятии решения; сверхчувствительность к критике и др. [10].

Наличие психологических травм в различные периоды жизни играют ведущую роль в формировании зависимости личности. Повторение психотравмирующих ситуаций в детстве приводит к нарушению развития, вызывает состояние апатии и отчужденности, приводит к низкой аффективной толерантности, неспособности позаботиться о себе. Человеческие отношения заменяет неодушевленный, но крайне значимый предмет потребности.

Поскольку личность творческих людей находится в постоянной динамике поиска достижения, успеха, роста, именно эта категория лиц является наиболее уязвимой к крейвингу как острой реакции на потребности тела в еде, алкоголе, стимуляторах и т.п. [7, С. 68].
Именно поэтому, одной из главных задач педагогов и психологов является разработка методов своевременного выявления и технологий эффективного предупреждения аддиктивного поведения лиц творческих профессий, применение которых актуализирует способность противостоять разнообразным негативным воздействиям и нездоровым искушениям.

Результаты анализа проблемы зависимостей людей творческих
профессий дают основание сделать ряд выводов:

  1. Реалии современного мира в сфере неконтролируемого использования информационного пространства, отсутствие действенного правового регулирования игрового бизнеса, распространения ПАВ приводят к широкому распространению аддикций.
  2. Под аддикцией следует понимать любые безудержные стремления и увлечения, которые выходят за пределы нормы, при которых объект восхищения, или определенная деятельность становятся факторами, определяющими поведение человека, вытесняя при этом частично или полностью все остальные жизненно важные виды деятельности. Зависимое поведение является попыткой бегства от реальности посредством изменения своего психического состояния, обеспечивает иллюзию безопасности и эмоционального комфорта.
  3. В ходе теоретического изучения проблемы детерминант возникновения аддиктивного поведения, было установлено, что аддиктивное поведение обусловлено стремлением творческой личности уйти от реальности в мир фантазий, простимулировать воображение, изменяя свое психическое состояние. Для этого человек может употреблять разные вещества или фиксировать свое внимание на определенных видах деятельности, стремясь к интенсивным эмоциям. Таким образом, вместо гармоничного взаимодействия со всеми аспектами реальности творческая личность фиксирует внимание на иллюзии (эрзац-замене), которая разрушительно влияет на личность.
  4. Было установлено, что возникновение аддиктивного поведения может быть связано с социальными и биологическими факторами, индивидуальными особенностями человека, которые при определенном сочетании могут приводить к возникновению зависимостей. Процесс формирования зависимости постепенный и каждой стадии зависимости свойственны определенные особенности, но всем стадиям свойственны: социальная дезадаптация, расстройство привычного ритма жизнедеятельности, изменение психических функций и личностных качеств.
  5. Важное место в преодолении негативных последствий аддиктивного поведения занимает их превенция. Целью первичной превенции аддиктивного поведения является формирование социально-благополучной личности ребенка как основы предупреждения аддикций. Целью вторичной превенции аддиктивного поведения является усвоение знаний и умений, которые являются информационной основой для принятия решений и практической основой для их реализации в ситуациях предложений различных видов аддикций. Целью третичной превенции является формирование мотивации отказа от аддиктивного поведения и предупреждения рецидивов аддитивного поведения среди тех, кто ее ранее преодолел. Поэтому, одной из главных задач профессорско-преподавательского состава вузов, является овладение технологиями профилактики аддиктивного поведения лиц творческих профессий.

Список литературы:

  1. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Учеб. пос. Стандарт третьего
    поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
  2. Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося
    поведения): учеб. пос. для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 287с.
  3. Бубеев, Ю.А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и
    реабилитация / Ю. А. Бубеев, А. И. Романов, В.В. Козлов – М.: Слово, 2008. –160 с.
  4. Шепель, Ю.В. Игровая зависимость как социокультурное явление в
    современном обществе: автореф. дис. … канд. социол. н.: 22.00.06.; [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. – М., 2007. – 27 с.
  5. Немченко, А.А. Исследование форм зависимого поведения у
    музыкантов // NovaUm.Ru. – 2020. – № 25. – С. 437-439.
  6. Быковская, Е.В. Как избавиться от игровой зависимости/ Е.В.
    Быковская, А.И. Чапов, О.И. Чапова – М.: Эксмо, 2007.- 254 с.
  7. Колесникова, Л.И. Педагогические условия профилактики игровой
  8. зависимости среди подростков: монография. – Ковров: Маштекс, 2009. – 211с.
  1. Фетискин, Н.П. Практическая девиантология: уч.-мет. пособие. – М.:
    ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 271 с.
  2. Вязовова, Н.В., Мелехова, В.М. Психологическая диагностика и
    гендерный анализ склонности подростков к аддикции //Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). С. 43-51.
  3. Кагосян, А.С. Психология алкогольной аддикции: монография / А.С.
    Кагосян, О.С. Канаркевич; Гос. бюджетное образов. учреждение доп. проф. образования Ростовской обл. «Ростовский ин-т повышения квалиф и проф. перепод. работников образования». – Ростов/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2014. – 235 с.
  4. Короленко, Ц.П. Психодинамические механизмы аддикций в
    постсовременной культуре: монография /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Т.А. Шпикс. – Саарбрукен: LAP, 2011. – 188 с.
  5. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной
    игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. … к. псих. н.: 05.26.02, 19.00.04.; [Место защиты: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России]. – СПб., 2008. – 20 с.
  6. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пос. для
    вузов. – СПб.: Речь, 2008. – 443 с.
  7. Позднякова, М.Е. Распространённость употребления наркотических
    средств среди работающего населения как форма дезадаптационного процесса. Часть 1 / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно //Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7. – № 3(27). – С. 120-135.
  8. Колесникова, Л.И. Педагогические условия профилактики игровой
    зависимости среди подростков: монография. – Ковров: Маштекс, 2009. – 211 с.
  9. Руководство по аддиктологии /под ред. проф. В.Д. Менделевича. –
    СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
  10. Погорелов, Д.Н. Творческая нереализованность одаренных
    учащихся как механизм актуализации их склонности к отклоняющемуся поведению / Д. Н. Погорелов, А.П. Анохина //Вестник «Өрлеу» — kst. – 2017. – № 3(17). – С. 71-76.
  11. Oksanen A. Addiction and rehabilitation in autobiographical books by
    rock artists, 1974–2010 //Drug and alcohol review. – 2013. – Vol. 32. – №. 1. – P. 53-59. 19.Johnson L. Creative therapies in the treatment of addictions: The art of transforming shame //The Arts in Psychotherapy. – 1990. – Vol. 17. – №. 4. – P. 299-308.
  12. Lawendowski R. et al. Study addiction among musicians: Measurement,
    and relationship with personality, social anxiety, performance, and psychosocial functioning //Musicae Scientiae. – 2020. – Vol. 24. – №. 4. – P. 449-474.

Данную научную работу можно прочитать в Сборнике научных трудов Московского психолого-социального университета на стр. 318 — 326.

Настоящим уведомляем, что информация, размещенная на данном сайте, является справочной и используется нами исключительно для научно-медицинского просвещения неопределённого круга лиц по вопросам диагностирования и лечения наркотической и алкогольной зависимости, в связи с этим, размещение любой информации на данном сайте никаким образом не может быть расценено как деятельность направленная на пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений. Внимание! Употребление любых наркотиков и алкоголя негативно влияет на качество вашей жизни, наносит вред вашему здоровью и может стать причиной летального исхода! Незаконное приобретение, изготовление, хранение наркотических веществ является преступлением и преследуется по закону! Обращаем ваше внимание, что назначение лечения и лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.

Позвонить